Главная » Статьи » Статьи каталог » авторские очерки Сергея Путник

В то время об «РР» ходили целые легенды! Некоторые говорили о том, что если ты не ходил на «РР»,
(продолжение очерка про "РР")
В то время об «РР» ходили целые легенды! Некоторые говорили о том, что если ты не ходил на «РР», то ты вообще ничего не понимаешь в «рыбном хозяйстве»! Возможно это и так, но я ходил на «РР», и кроме «потогонной» системы труда я там больше ничего «выдающегося» не увидел! Расскажу немного о специфике работы экипажа «РР». «Заправившись» по самую горловину трюма коробами с мороженной рыбой (сардиной, сардинеллой, скумбрией, сельдью и т.д.), прихватив провианта на неделю, заправившись водой и топливом, рыболовный рефрижератор «РР» отправлялся в очередной производственный поход. В составе экипажа были: капитан, старпом, 2-й и 3-й штурмана, стармех, 2-й и 3-й механики, радист, боцман и шесть матросов (1-й, 2-й класс и б/к, т.е. без класса). При проходе Калининградского канала начиналась подготовка к предстоящему трудовому производственному дню. Из трюма доставались короба с мороженной рыбой. Рыбные брикеты освобождались от гофрокартона, проволоки, сепарации и забрасывались в деревянный чан, расположенный на палубе и заполненный водой. Какая в чане была вода, утверждать теперь не берусь, по-моему она была забортной! Когда чан оказывался плотно забит мороженной рыбой, его тщательно накрывали брезентом. К раннему утру следующего дня рыба в чане, согласно технологии, должна быть полностью оттаявшей и готовой для закатки в металлическую банку. Трудились в цеху и на палубе, как правило, все без исключения. Только вахтенные на время своей вахты имели право находиться на мостике, машинном отделении и радиорубке. Все остальное время основной задачей экипажа «РР» было производство рыбных пресервов. Лишь капитан судна имел привилегию находиться не в цеху, а заниматься руководством, помогая советом, окриком, пинком, и другими методами воздействия в целях повышения производительности труда и выполнения поставленного перед экипажем «РР» плана. Свой трудовой день мы начинали в 7-00. Утренний туалет, завтрак и в «стойло» - так мы называли свои рабочие места в рыбном цеху. По громкоговорящей связи с раннего утра и до позднего вечера из динамиков «РР» навязчиво звучала радиостанция «Маяк», отмеряя наши «трудочасы» своими ежеполучасовыми позвными и следующими за ними свежими новостями дня. Услышав очередную новость по радио, мы с некоторым облегчением ощущали, как на 30 минут стал короче наш тяжелый день. Значит, скоро обед, а ближе к вечеру и ужин, а там и конец напряженного дня! Каждый из нас стоял на определенной операции по разделке рыбы. Как правило, одной и той же операцией разделки, обработки рыбы и подготовки металлических банок (обезглавливание, удаление плавников, кишок, заливка тузлука, засыпка специи, наклейка этикеток, нанесение клейм на крышки) выполняли 2 человека. Это делалось на случай, если кому-либо «приспичит» оставить конвейер «по нужде». Трудоемкость операции в цеху зависела от твоей квалификации и положения в «табели о рангах». Например, 3-й штурман имел более тяжелую работу в цеху, чем 2-й. И так далее! Более «выгодное» положение, на взгляд непосвященного имел радист! Пальчики его старались всегда беречь, работу давали ему всегда полегче. «Маркони» (так зовут радистов на флоте в честь изобретателя радиопередатчика итальянца Гульельмо Маркони) имел еще одну существенную привилегию – он имел свой «угол» на судне, это либо жилая радиорубка, либо отдельная небольшая каюта.
Ближе к обеду, а начинался он у нас в 12 часов, ноги от непрерывного стояния над лотком начинали ныть и опухать. На сам обед отводился ровно один час. Удовольствие ты получал, обычно, не от съеденной пищи, а от возможности вытянуть и размять свои нижние конечности под столом. Одна мысль о том, что тебе после обеда нужно еще отстоять в рыбцеху до 20 часов, приводила в состояние тихого ужаса. С упоением вспоминался детский садик из детства, послеобеденный сон в наших мечтах представлялся элементом райской жизни! Однако, ровно в 13-00 все занимали свои места, согласно штатного расписания, работа продолжалась, солнце еще было высоко... «Маяк» продолжал делить день позывными, а мы «на автомате» давали стране пресервы! Перекуров, как таковых не было, курили прямо в цеху, пепел иногда летел прямо в банку.
- Белорусы все съедят, говорил наш боцман. Вечером, с заходом солнца, сил едва хватало добраться до гальюна и до своей «шконки». Бессонницей никто не страдал, ночь пролетала, как мгновение!
- Говорит радиостанция «Маяк»! Передаем сигналы точного времени! Московское время шесть часов утра...

(продолжение следует)

Сергей Белых

Я расскажу вам историю, которая произошла со мной в 80-м году. Был я тогда на практике на плавбазе "Иван Федоров", мы занимались изготовлением пресервов в районе Мавритании, ноябрь месяц. Как раз закончилась моя ночная вахта, а работал я закатчиком, "крутил банкам крышки". С Пименовым Володей жили в одной каюте, он ушел на дневную вахту. А жили мы в каюте, которая располагалась в корме, с левого борта. Зашел я в каюту, никого нет! Красота! Как приятно после вахты, чувствуя усталость, спокойно сходить в душ, переодеться и перед сном посидеть, по�

�умать о жизни и выкурить сигареточку у открытого иллюминатора! (не курю уже давно, но как вспомню - начинает тянуть!) Сижу, курю! Кайфую... Выкидываю в иллюминатор окурок, высовываю башку наружу, осматриваюсь, любуюсь чайками, голубым океаном, солнышком, жизнью! Убираю голову внутрь и вжик...! Как в Турции, янычар с мечом, над чаном... Прямо по кромке иллюминатора проскальзывает металл швартового конца! Да так туго прошел, что был слышен скрежет обшивки. Ну, думаю, еще бы секунду и я успел бы увидеть себя со стороны...

Весь кайф улетучился, спать расхотелось, в следующую вахту выработка у меня упала на 20%. Рыбмастер на меня всю вахту орал! Но до меня не доходило... Как в тумане был несколько дней...Тогда, оказывается, пока я в душе мылся, по левому борту к нашей базе пришвартовался танкер. Объявляли по громкой о необходимости закрыть иллюминаторы, чего я не слышал. Был шанс "умереть французом"! Хорошо, Володя Пименов, своми клоунскими выходками не дал сильно закручиниться, развеселил! Берегите себя, друзья!

Просмотров: 0 | Добавил: Путник | Дата: Сегодня
Категория: авторские очерки Сергея Путник | Добавил: Путник (14.02.2012)
Просмотров: 564 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 tihijpirat  
Бесценные воспоминания

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Спасибо за внимание всем посетителям нашего сайта и этого материала в целом. Дабы сказать спасибо нашему проекту пригласите на сайт друга, добавьте сайт в свои закладки и не забудьте поделиться в соц.сетях: Твиттер, Вконтакте, Фейсбук.